fbpx Сайт

Арифметика

Преимущества по итогам 1-го класса

Ни по одной из современных программ дети в 1-м классе не начинают даже умножать. Только складывают и вычитают, а умножают со второй половины 2-го класса. Обучение утомительно, большинству детей дается с трудом.

По нашей советской программе за 1-й год дети уже умножают и делят в пределе 20-ти, умножают и делят десятки. Абсолютное большинство детей усваивает программу полностью без труда, с удовольствием. Даже дошкольники успешно готовятся по этому учебнику к школе.

За счет чего достигается такое преимущество?

В современных школах нашим детям предлагают учиться по таким программам, которые в принципе на психофизиологическом уровне не могут быть понятны ребенку. В этих пореформенных программах: таких как, например,  «Школа 2100…» Л. Г. Петерсон, последние издания Моро М. И. и др., содержание и принципы подачи материала противоестественны для возраста начальной школы. Эта математическая информация в принципе НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОНЯТНА ребенку 7–10 лет в той последовательности, в том виде, в котором предлагается она ребенку.

Главное «достижение»— именно в кавычках — современных реформаторов математического образования — введение алгебраического материала и расширенного геометрического материала в курс начальной школы. И не просто введение в конце, в 4-м классе, хотя и это абсолютно бессмысленно и не нужно еще ребенку, а введение этого материала с первого класса, с самых первых дней пребывания первоклашки в школе. Более того, не просто материала в виде непонятных, отвлеченных, оторванных от практического мира действительности понятий («разность, как выражение» и «разность, как результат», «сумма, как выражение» и «сумма, как результат» вводятся, например, в программе Петерсон Л. Г. еще даже до знакомства с цифрой 1 на 9-ти и 11-ти уроках), а вся программа пронизана алгебраическим принципами, основана на абстрактном мышлении. А абстрактное мышление у ребенка в этом возрасте еще не сформировано! Его нет!
Требовать от первоклашки действительно понимать (а не зазубривать и действовать в рамках шаблона) схемы, буквенные обозначения множеств и тому подобные изыски современных пореформенных программ равнозначно тому, чтобы требовать у ребенка сказать «Здравствуйте» акушерке и маме сразу после рождения.

Традиционная русская методика преподавания арифметики в начальной школе, которая лежит в основе учебника А. С. Пчёлко, строится именно с опорой на возрастные особенности ребенка, на ясное понимание и усвоение изучаемого, на развитие понятийного мышления, на решение в комплексе образовательных и воспитательных задач, на связь с практическими знаниями, умениями ребенка.

Методы и приемы преподавания арифметики выбраны такие, которые способствуют всестороннему умственному и нравственному развитию учащихся, которые помогают воспитывать ум, волю, чувства. Развивается логическое мышление — мышление определенное, последовательное, доказательное. Формируется понятийное мышление.

Вот так: просто, понятно, естественно, не торопясь, основательно, фундаментально закладываются основные арифметические знания, развивается логическое мышление — определенное, последовательное, доказательное.

Усвоили — двигаемся дальше, усложняем, но регулярно возвращаемся к уже усвоенным, уже положенным на свою полочку знаниям и связываем их с новыми знаниями, полученными на следующем уроке, в следующем классе.

И вся подача материала идет спокойно и размеренно, систематично, в строгой системе и в соответствии с тем, как психически и физиологически развивается ребенок. Всегда чуть сложно что-то, что-то новое, чтобы было интересно, но при этом обязательно проверили и уже изученное, чтобы не оставить пробелов в знаниях, пустот, в которые провалится ученик потом, может быть в 5-м, 10-мклассах, а может быть и уже в институте. А в преодолении сложности воспитывается воля, а нравственная основа материала воспитывает чувства, повышается выносливость, без срывов и надрывов идет развитие ребенка.

Около половины учебных часов занимает решение задач. Это простые и составные (сложные) задачи, от класса к классу идет усложнение задач. В обучении решению задач используется генетический ряд, когда одно понятие постепенно рождается из другого, сначала идут общие способы решения задач, а потом особые.  Очень важно: чтобы решить задачу, нужно уметь мыслить логично. Через решение задач у ребенка вырабатывается умение мыслить связно, последовательно, воспитывается привычка доказывать и обосновывать правильность своих суждений, развивается способность расчленять сложную проблему на ее составные элементы и решать ее по частям, добиваясь решения таким путем в целом.  А также умение подмечать отдельные факты и отношения, сравнивать и сопоставлять их между собой, далее подмечать признаки сходства и различия, выделять постоянные признаки и отбрасывать случайные, объединять постоянные и существенные из них в одно общее понятие.

Так и формируется понятийное мышление.

И именно в последовательном, постепенном, с постоянной опорой на предыдущие знания процессе обобщения и абстрагирования в начальной школе закладываются основы отвлеченного, абстрактного мышления.  И прочный арифметический фундамент без полостей непонимания, без трещин незнания ложится в основу алгебраических знаний, задает политехническую основу. Ведь математика — царица наук. Наши детки просто растут умненькими, смышлеными, спокойными и уверенными.

И всё море знаний средней школы для них по колено.